Кейс для вакансии "Категорийный менеджер" в Москву
Лавка открывается 5 февраля в новом городе
Задачи:
Прописать шаги коммерческой команды для запуска категории;
Указать команды, с которыми необходимо взаимодействие в процессе;
Создать таймлайн
Цель: Обеспечить успешный запуск категории «Готовая еда» к открытию Лавки 5 февраля в новом городе — сформировать сбалансированный ассортимент, настроить поставки, производственные и логистические процессы, обеспечить качество и конкурентоспособность предложения
Задание 1
Учесть перед началом работы
Общие сроки
До 5 Февраля остается менее 4 месяцев. Если мы запускаемся в абсолютно новом регионе (т.е. без возможности привезти ассортимент из соседнего города), то блок с аналитикой выполняем быстрее и сразу же стартуем с поиска поставщиков
От общего срока мы теряем 10 рабочих дней В Декабре у производителей фокус на закрытие текущих клиентов, а не на работу с новыми
Новый год
Задачи, сроки, смежные команды
Формирование ассортимента
Сформировать скелет ассортимента:
лидеров местного рынка;
лидеров Лавки (Москвы или регионального центра);
локальных популярных позиций.
Определить и привлечь локальных производителей готовой еды;
Провести дегустацию ассортимента;
Провести переговоры с поставщиками, согласовать условия: ассортимент, частота поставок, объёмы, ценообразование, рекламации, аудит;
Заключить договоры и дополнительные соглашения;
При наличии возможности по ОСГ и логистике — привлечь федерального поставщика или лидера регионального рынка, с которым мы уже работаем;
Завести новые SKU в систему Лавки;
Контроль готовности и запуск
Получить подтверждение от каждого поставщика о готовности поставок;
Провести финальную дегустацию и контроль качества продукции;
Проверить публикацию карточек в приложении, корректность фото, описаний и цен;
Убедиться в корректности прогруженных промо-механик
Изучить потребительские привычки, уровень доходов и локальные потребности;
Провести анализ конкурентов:
форматных по готовой еде (Самокат, Ozon Fresh, ВВ, Перекрёсток);
дискаунтеров (Магнит, ТС5, Дикси);
локальных сетей и специализированных игроков (например, Милти)
Сформировать структуру ассортимента (вторые блюда, салаты, завтраки, выпечка);
Определить ценовую политику и целевые ценовые индексы (PI)
Установить финальные цены на каждую позицию в соответствии со стратегией;
Согласовать карточки товаров (описания, фотографии, фильтры);
Подготовить план продаж и KPI по оборачиваемости, offtake и списаниям
Анализ рынка и стратегия
Подготовка ассортимента к продаже
6 февраля выйти на работу и убедиться, что запуск прошёл успешно;
Собрать первичную обратную связь от дарксторов, покупателей и поставщиков.
Проанализировать первые продажи, остатки и списания.
Продолжить регулярную работу по развитию категории: ротации, новинки, работа с обратной связью покупателя, качеством и ценой
Работа после запуска
1
5
2
3
4
Смежные подразделения:
Договорной отдел/юристы/бухгалтерия;
Отдел качества;
Отдел товародвижения (логисты);
Смежные подразделения:
Аналитики;
Команда маркетинговых ислледований
Смежные подразделения:
Маркетинг/контент
Финансисты
Смежные подразделения:
Операции (дарксторы);
Маркетинг/Контент
Смежные подразделения:
Операции (дарксторы);
Аналитики;
Команда маркетинговых исследований рынка;
30 Окт
15 Дек
15 Янв
29 Янв
6 Фев
Анализ категории ГЕ и Пекарня в приложении Яндекс Лавка
Задачи:
Провести общий обзор ассортимента;
Выделить сильные стороны;
Выявить зоны для улучшения;
Сравнить категорию с конкурентами
Цель: Провести обзор и оценку ассортимента категорий «Готовая еда» и «Пекарня» в сервисе Яндекс Лавка, определить сильные стороны и области для улучшения
Задание 2
Общий обзор категории
Показатель*
Готовая еда
Пекарня
Кол-во уникальных SKU
~370
~80
Основные подкатегории
Супы, вторые блюда, салаты, сендвичи, завтраки
Хлеб, мелкоштучка (сладкая/сытная, слойка/сдоба)
Ценовой диапазон
160-660р.
109-440р.
*по адресу доставки Алабяна 17к1
В Лавке предоставлен широкий ассортимент ГЕ, который покрывает базовые/классические потребности (напр., борщ) и имеет продукты с добавленной ценностью (Рамен с уткой)
Сильные стороны категории
Широкий ассортимент популярных блюд
Салаты, сэндвичи, супы, вторые блюда, завтраки
Высокое качество визуала
Фотографии, описание, состав
Удобная навигация по категориям, понятная структура
С потенциалом для улучшения (см. точки роста)
Доступность товаров и короткое время доставки
Точки роста
Ассортимент
Расширение:
Ассортимента для спортивного или диетического направления ("мало калорий", "много белка", "веган", "безглютен", "кето" и ...);
Базового понятного ассортимента (котлета по-киевски, блинчики/сырники со сгущенкой)
На текущей момент клиентский путь идет по сценарию Лавки и для поиска своего товара клиент пролистывает десятки других позиций. В фильтрах необходимо добавить возможность фильтрации по БЖУ, ккал, составу (напр. только курица), цене
Ценообразование выше рынка
На самые популярные позиции (KVI) пересмотреть цены по рынку. Не призываю снижаться под весь рынок, работать точечно (подробнее)
Ценообразование. Мониторинг
В Лавке на часть популярного ассортимента цена выше рынка Более высокая средняя цена указывает на премиальное позиционирование категории, однако создаёт риск потери доли в высокочастотных сценариях (“перекус”, “обед в офис”)
Рекомендуется провести работу над ценообразованием и/или расширить предложение в среднем ценовом сегменте, сохранив премиальные позиции как якорные
Ниже приведен мониторинг на 4 популярные позиции (2 из ГЕ, 2 из Пекарни)
Принципы выбора позиций:
Точно есть на всем рынке;
Покупатель запоминает цену в связи с высокой частотой покупки
Принципы выбора конкурентов:
Ближайшие преследователи в e-com;
Одни из главных игроков на рынке ГЕ и Пекарни в Ритейле
Позиция; Лавка; Самокат; ВВ; Перекресток; Озон Фреш; Фото с сайта
Провести работу над ценообразованием и/или расширить предложение в среднем ценовом сегменте, сохранив премиальные позиции как якорные
Ассортимент Яндекс Лавки в категориях “Готовая еда” и “Пекарня” выглядит сбалансированным и конкурентоспособным
Сервис успешно удовлетворяет базовые сценарии клиентов (“поесть быстро и вкусно”), однако имеет потенциал в развитии направлений, связанных со здоровым питанием, пути клиента в приложении и позиционированием относительно рынка
Опыт работы в ритейле более 6 лет с категорией FRESH и Пекарня
Ключевые навыки:
Ведение категории;
Управление командой;
Работа с контрагентами;
Запуск новых продуктов и проектов
Андрей Куклев
Связаться со мной: +7-922-155-72-67 andrey97kuklev@gmail.com